Верховный суд РФ рассматривает иск о признании недействующими правил, обязывающих медицинских работников, занятых в хирургических отделениях, проходить тестирование на ВИЧ при приеме на работу, а в дальнейшем – раз в год.
Исковое заявление подал директор НП «Национальное Агентство по безопасности пациентов и независимой медицинской экспертизе», доктор медицинских наук Андрей Старченко. По его словам, Роспотребнадзор не привел ни одного случая заражения пациента ВИЧ-инфицированным врачом. При этом на проведение регулярных тестирований тратятся бюджетные средства, тогда как «проблемы ВИЧ в России лежат в другой плоскости».
Мы попытались разобраться в этом вопросе и выяснить: действительно ли обязательное тестирование на ВИЧ медицинских работников – устаревшая норма, или в случае с ВИЧ лишней предосторожности быть не может?
Напомним, на сегодняшний день обязательное тестирование на ВИЧ для некоторых категорий работников предусмотрено ФЗ от 30.03.1995 г. №38-ФЗ (ред. от 28.12.2013 г., с изм. от 04.06.2014 г.) «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)». Перечень данных категорий работников утвержден Постановлением Правительства РФ от 04.09.1995 г. №877). Из числа медработников в этот список попадают те, кто работают непосредственно с ВИЧ-инфицированными или с биологическими материалами, полученными от ВИЧ-инфицированных лиц.
Кроме того, в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 11.01.2011 г. №1 «Об утверждении СП 3.1.5.2826-10 «Профилактика ВИЧ-инфекции» обследованию на ВИЧ при приеме на работу и в дальнейшем раз в год подлежат медицинские работники в стационарах (отделениях) хирургического профиля. Однако, по мнению юристов, данные санитарные правила не могут быть применимы, так как ФЗ №38-ФЗ ссылается именно на Постановление Правительства РФ, а не иной нормативно-правовой акт.
«При этом следует иметь в виду, что те, кто непосредственно работает с ВИЧ-инфицированными, обследуются не с целью предупреждения заражения. Это делается для того, чтобы можно было доказать или опровергнуть факт их заражения на рабочем месте, так как за этим следуют многие юридические решения (такие, как вопрос о компенсации, и другие)», – объясняет руководитель Федерального научно-методического Центра по профилактике и борьбе со СПИДом, академик РАМН, доктор медицинских наук, профессор Вадим Покровский.
По словам эксперта, идея обязательного тестирования на ВИЧ медицинских работников возникла в 90-е годы как проявление страха и, в какой-то мере, как элемент стигматизации ВИЧ-инфицированных лиц.
«Легко можно вообразить, например, что кровь ВИЧ-позитивного хирурга, поранившего руку, может попасть в брюшную полость больного. И хотя до сих пор мы не выявили ни одного случая заражения пациента ВИЧ-инфицированным врачом во время операции, достаточно представить такую ситуацию, как тут же возникают страх и желание подвергнуть хирурга обследованию. И отстранить ВИЧ-позитивных от такой работы. Но наши законы не ограничивают трудовую деятельность ВИЧ-позитивных граждан», – говорит Вадим Покровский.
Другой аргумент в пользу обязательного тестирования – формальное расширение групп для обследования на ВИЧ. «Конечно, медработников обследовать легче, чем наркопотребителей, – ведь врачи никуда не денутся, а наркоманов надо еще поискать», – иронизирует эксперт. Данная ситуация, по его мнению, обусловлена тем, что приоритетная задача Минздрава – не столько профилактика, сколько выявление и лечение тех, кто уже ВИЧ-инфицирован.
«Таким образом, в настоящее время закон против обязательного тестирования медработников на ВИЧ (за исключением тех, кто работает непосредственно с ВИЧ-инфицированными). Но, следует думать, дискуссии о необходимости обследования некоторых категорий медработников продолжатся даже после решения суда, и будут предприняты попытки внести в этот закон соответствующие изменения. Что касается меня, то я – сторонник исключительно добровольного тестирования на ВИЧ. Но настоятельно рекомендую пройти его всем», – резюмирует Вадим Покровский.
С тем, что перечисленные нормы давно следует пересмотреть, согласна и член Совета некоммерческого партнерства «ЭСВЕРО», член Региональной сети правовой помощи людям, затронутым эпидемией ВИЧ/СПИД Елена Романяк.
«С точки зрения эффективных профилактических мероприятий и прав человека обязательное освидетельствование на ВИЧ-инфекцию большинства категорий медицинского персонала, действительно, затратно, и почти не меняет ситуации с эпидемией ВИЧ/СПИДа в России, – отмечает юрист. – Напомню, опыт большинства стран показывает, что любое обязательное тестирование не мотивирует людей, а, напротив, подвергает их риску дискриминации при обнаружении положительного результата, провоцирует страх быть уволенными, ограниченными в правах и так далее. Именно поэтому хирурги, которые годами учатся, а затем десятилетиями растут в профессиональном плане, не хотят, чтобы об их положительном ВИЧ-статусе стало известно».
При этом представители перечисленных в Постановлении профессий, отказавшиеся от тестирования на ВИЧ, подлежат дисциплинарной ответственности, то есть, могут быть уволены по инициативе администрации.
«Конечно, наше законодательство предусматривает перевод на другую работу, где исключен контакт, в ходе которого может произойти передача ВИЧ-инфекции, но на практике это может быть не так идеально, как написано в нормативно-правовых актах, – комментирует Елена Романяк. – Я думаю, что при соблюдении стандартных правил и норм безопасности в операционных вопрос передачи ВИЧ-инфекции не должен стоять в XXI веке. Поэтому мы полностью поддерживаем данное обращение заявителя».