«Общественное обсуждение» данного вопроса началось с пресс-конференции по случаю Российского национального конгресса кардиологов, на которой президент Российского кардиологического общества Евгений Шляхто выразил сожаление по поводу отсутствия юридической ответственности пациентов за свое здоровье.
И хотя заместитель председателя Правительства РФ Ольга Голодец уже сообщила, что такая мера ответственности для россиян маловероятна, мы попросили нашего эксперта – юриста НП «Здоровое будущее» Юрия Заболотникова – высказать свое мнение по теме. Вот что он нам ответил:
– При пользовании услугами платных медицинских клиник невыполнение назначений врача, повлекшее осложнение, означает дополнительные траты на лечение этого осложнения. То есть, пациент финансово заинтересован в выздоровлении, а потому – соблюдении рекомендаций врача. В практике бюджетной медицины на Западе тоже не все так просто: там за лечение осложнений, возникших по вине пациента, государство может взыскать с него некоторую сумму. Так что, думаю, работать в этом направлении надо.
Как объяснил Юрий Викторович, хоть пациент, запустивший свое заболевание, косвенно и способствует повышению расходов из бюджета на его лечение, в данном случае он не может нести ни административной, ни тем более уголовной ответственности. Однако, здесь может быть введена ответственность гражданско-правовая.
– В России такая мера, как «наказание рублем», вряд ли будет эффективной, – считает юрист. – Но есть множество других вариантов, с помощью которых можно стимулировать пациентов относиться к лечению более ответственно. Например, «замораживание» медицинского полиса на определенный срок, если действия/бездействие застрахованного стали причиной дополнительных трат на его лечение.
Кроме того, при выдаче пациенту полиса ОМС неплохо было бы заключать с ним договор об оказании медицинских услуг (чего сейчас не делается), в котором, помимо прочего, разъяснялись бы возможные последствия несоблюдения рекомендаций врача и другие зависящие от пациента негативные факторы, за которые врач ответственности не несет. Однако сейчас трудно сказать, какой орган мог бы оценивать вину пациента и другие аспекты ситуации.