04.12.2015
В современной системе здравоохранения психологические аспекты работы с онкобольными отходят на второй план. В частности, как в России, так и в других странах помощь психолога не входит в перечень медицинских услуг, предоставляемых онкобольным за государственный счет. А ведь для того, чтобы помочь человеку, достаточно вовремя заметить тревожные симптомы.
С таких слов начался сателлит «Здорового будущего» в рамках XIX Российского онкологического конгресса, посвященный одной из наиболее актуальных тем современной онкологии – профилактике суицидальных рисков у онкобольных.
По словам первого спикера сателлита – врача-психиатра, кандидата медицинских наук, доцента кафедры психиатрии European Medical School Александры Ялтонской – риск суицида наиболее высок у больных с более поздними (в частности, терминальной) стадиями рака. В этот период человек измотан физически и морально, может испытывать сильные боли... При этом возникновению суицидальных рисков способствует не болезнь как таковая, а развившиеся на ее фоне коморбидные психические расстройства – например, депрессия.
В своем выступлении доктор Ялтонская рассказала о признаках таких расстройств (например, наличие в речи характерных фраз: «Я не думаю, что смогу больше это выносить», «Нет смысла продолжать», «Я мечтаю заснуть и не проснуться» и др.), о том, как отличить «нормальную» подавленность больного тяжелым заболеванием от депрессии, а также какие законодательно допустимые меры можно предпринять, если пациент находится на грани суицида.
Во второй части сателлита участников ждал коммуникативный тренинг по сообщению психотравмирующей информации (диагноза) с участием приглашенных актеров в роли пациентов.
Для начала присутствующим в зале онкологам, терапевтам, а также тем, кому тяжелые разговоры с пациентами только предстоят – студентам и ординаторам, – рассказали, как правильно построить консультацию, какие вопросы задавать, как преподнести информацию и какие действия предпринимать в ответ на ту или иную эмоциональную реакцию. «Очень важным является понимание того, насколько пациент готов вас услышать», – отметила врач-психиатр, руководитель отделения психиатрии European Medical Center Наталья Ривкина.
Публика внимательно следила за действиями коллег, и довольно быстро выяснилось, что все не так просто. «Я видела, как шевелятся Ваши губы, но ничего не слышала», – призналась условная 38-летняя пациентка с раком молочной железы после консультации с доктором, которая говорила «слишком быстро». А вот онколог со стажем нашел правильный подход весьма успешно: перед тем, как сообщить диагноз, налил стакан воды и протянул пациенту. «Это меня отвлекло», – прокомментировал ситуацию опять же условный 35-летний пациент с раком мочевого пузыря.
В целом, тема вызвала интерес и бурное обсуждение – причем, не только на уровне вопросов, но и на уровне обмена собственным опытом. Что же касается полноценных курсов, в рамках которых специалисты могли бы приобрести подобные коммуникативные навыки, – совсем недавно European Medical Center и столичный департамент здравоохранения запустили проект по проведению бесплатных психоонкологических школ в Москве.